Автор: ummainua | 21/04/2010

Фатвы о Маулюде

Среди муфтиев существует две точки зрения относительно празднования дня рождения пророка:

1) Так как день рождения пророка не отмечался во времена сподвижников и их учеников (табиинов), некоторые считали празднование его нововведением;

2) Другие считали, что празднование дня рождения пророка является сунной.

Однако, если день рождения пророка не отмечался среди сподвижников и их современников, то это не означает, что празднование его сейчас — это недопустимое нововведение. С другой стороны празднование дня его рождения не является установлением шариата, а может рассматриваться как добрая традиция.

Шейх Атиййя Сакр, бывший главой Комитета по фатвам Университета Аль-Азхар, касается исторического аспекта данного вопроса. Ссылаясь на авторитетные источники, он констатирует, что первыми, кто стал праздновать день рождения пророка, были Фатимиды. Они устраивали по этому случаю грандиозные празднества в Египте и раздавали в больших количествах сладости. Но на самом деле Фатимиды праздновали день рождения и других членов семьи пророка, а также день рождения Иисуса Христа.

Однако все эти празднества прекратились в 488 г. по хиджре по приказу Аль-Афдаля Шахиндаха, который был богобоязненным человеком и следовал Сунне.

Люди не отмечали эти праздники до самого прихода к власти Аль-Ма¢муна Аль-Бата¢ихи, который в 517 г. по хиджре издал официальный указ, предписывающий раздачу милостыни на 12-й день месяца Раби аль-ауаль. Руководил ее раздачей Сана¢ Аль-Малик.

А когда к власти пришли Аюбиды, они положили конец обычаям Фатимидов, но люди продолжали праздновать день рождения пророка дома в кругу семьи. Затем его вновь стали официально праздновать в начале VII века по хиджре в Ирбиле по указу наследного правителя этого города Музафара Ад-Дина.

Музафар с огромной заботой и вниманием относился к подобным праздникам и приказывал разбивать торговые ряды с начала месяца Сафар. Это были разукрашенные палатки, которые тянулись от ворот Аль-Кал¢а до ворот Хандак. Музафар каждый день после молитвы аль-аср ходил посмотреть на устраиваемое в этих палатках веселье.

Празднование иногда проводили на 8-й день месяца Раби аль-ауаль (а иногда на 12-й) – который был официальным праздничным днем. За два дня до этой даты Музафар обычно отдавал приказ о забое овец, коров и верблюдов прямо на главной улице в разгар веселья, мясо которых затем нужно было приготовить и раздать людям.

Ввиду распространения новшеств ученые-улемы осудили эти празднования и заявили об их безосновательности. Среди таких ученых был правовед маликитской школы Тадж Ад-Дин ‘Умар Ибн Аль-Лахми Аль-Сакандари, известный как Аль-Факахани (умер в 731 г. по хиджре). Он по этому вопросу написал трактат «Аль-Маурид филь калям ‘аля-маулид».

Шейх Мухаммад Фадль ‘Ашур утверждает, что в X веке по хиджре ученые разделились во мнении по этому вопросу. Одни говорили, что это дозволено, а другие – что нет. Ас-Суюти, Ибн Хаджар Аль-Аскалани и Ибн Хаджар Аль-Хайтми высказались в пользу празднований, однако осудили новшества, имевшие место во время праздничных мероприятий.

Шейх Атиййя Сакр высказал  мнение о том, что сегодня праздновать подобное религиозное событие особенно желательно, поскольку молодежь – увлекшись празднованием других событий – стала забывать об исторических датах и их значимости. Он говорит: «…Празднование дня рождения пророка (мир ему и благословение) разрешено в знак любви к нему и в стремлении следовать ему, но только если оно не предполагает ничего из запрещенного. В числе таких запретов – ненадлежащие контакты между мужчинами и женщинами, выходящее за рамки дозволенного поведение в мечетях и участие в новшествах, подобных поклонению на могилах, а также все остальное, что нарушает учения ислама. Если все эти новшества сводят на нет религиозную пользу от этих празднований, тогда их нужно прекратить, дабы – как то указано в Шариате – предотвратить вред и зло».

А вот что добавляет к этому шейх Юсуф Аль-Кардави: «Все мы знаем, что сподвижники пророка (мир ему и благословение) не праздновали ни его день рождения, ни годовщину хиджры, ни (годовщину) битвы при Бадре, ибо они сами были свидетелями этих событий, произошедших при жизни Пророка, который всегда оставался в их сердцах и душах.

По словам Саада Ибн Абу Ваккаса, сподвижники так же охотно рассказывали своим детям истории о битвах, которые вел пророк, как и обучали их Корану. Таким образом, они сами напоминали своим детям о произошедшем при жизни пророка, и поэтому им не нужно было устраивать подобных праздников. Однако последующие поколения стали забывать славную историю и ее значение. Подобные празднования нужно устраивать, чтобы напомнить людям о жизни и призыве пророка (мир ему и благословение). Но, к сожалению, они стали включать ряд новшеств. А ведь празднование дня рождения пророка означает празднование рождения ислама. Подобное событие призвано напомнить людям, как жил сам пророк (мир ему и благословение).

Всевышний Аллах говорит: «Посланник Аллаха — образцовый пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха, [верит в приход] Судного дня и поминает Аллаха многократно» (Коран, 33:21).

Шейх Юсуф Аль-Кардави говорит, что Маулюд входит в число разрешенных дел, при условии, что празднование при этом не будут считать сунной и оно не выйдет за рамки сунны пророка (мир ему и благословение), как это часто происходит во многих торжествах. Смысл празднования, посвященного дню рождения пророка, заключается в напоминании о жизни Пророка (мир ему и благословение).

По этому поводу заместитель председателя Европейского Совета по фатвам и исследованиям шейх Фейсал Мауляви говорит: «С точки зрения шариата, празднования дня рождения пророка разрешается, хотя оно и не имеет под собой основы, в том смысле, что ни сподвижники, ни табиины не отмечали Маулид.

По прошествии времени, когда большое количество мусульман уже не имело представления о нравах и образе жизни пророка, который отличался простотой, скромностью, милосердием и состраданием, когда любовь к нему стала угасать, один из мусульманских правителей собрал ученых и потребовал от них составить книгу, посвященную описанию жизни Посланника и его прекрасных нравов. После этого им было устроено грандиозное торжество, посвященное празднованию дня рождения пророка, что одобрено многими учеными. Эта традиция сохранилась до наших дней.

Но при этом необходимо отметить, что это празднование не является каким-либо видом поклонения, установленным Всевышним Аллахом. Оно представляет собой только лишь одну из разновидностей обычаев и традиций, которые установили люди. А шариат в свою очередь либо разрешает эту традицию, если она не имеет характер запретного (ха рам), либо запрещает ее, если она включает в себя запретные моменты. Но в данном случае это празднование — напоминание о жизни и нравах пророка, и именно поэтому в нем, ин шаа Аллах, заключается очевидная для всех награда от Аллаха.

Но следует остерегаться тех еретических утверждений и заблуждений, доходящих до степени неверия (куфр), которые содержатся в некоторых книгах, посвященных мавлидам. Все это является запретным (харам), причем не только во время годовщины дня рождения пророка.

Во время Маулюда люди должны вспоминать о пророке, о том, какие уроки мы можем извлечь из его повелений и поступков. Полезность воспоминаний о его жизни еще и в том, чтобы мы научились жертвовать собой так же, как жертвовали собой сподвижники, как пожертвовал собой Али, когда он лег в постель вместо пророка (мир ему и благословение), как жертвовала собой Асма, которая каждый день взбиралась по тяжелому подъему горы Саур. Это нужно, чтобы мы научились планировать свои дела, так же как Пророк спланировал свою Хиджру, и уповать на Аллаха, как уповал на Него Пророк. Когда Абу Бакр сказал ему: «Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит вниз себе под ноги, он непременно заметит нас», он ответил ему: «О Абу Бакр, что ты думаешь о двоих, третий с которыми — Аллах! Не волнуйся, Аллах с нами!»

Мы нуждаемся в подобных уроках. И этот вид празднования есть напоминание людям об этих достойных качествах. Я убежден, что это празднование даст свой положительный результат — сближение мусульман с Исламом, с жизнью пророка (мир ему и благословение), чтобы они видели в нем пример для подражания. Что касается тех вещей, которые выходят за рамки этого, то они не являются разрешенными. Действия любого, кто их совершает, мы признаем неправильными.

Исмагилов Саид

по материалам книги

шейха Юсуфа Аль Карадави

«Современные фатвы».

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Рубрики

%d такие блоггеры, как: