Автор: ummainua | 18/09/2010

После Рамадана

Передают со слов Абу Аййуба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Всевышний Аллах и приветствует, сказал: «Пост человека, который соблюдает его во время Рамадана, добавляя к нему шесть дней в шаувале, подобен непрерывному посту».

Пророк Мухаммад (мир ему!) сам соблюдал этот пост и рекомендовал соблюдать его другим. В день праздника Ид-Аль-Адха соблюдать любой пост – харам (строго запрещено), ибо праздники в Исламе не для поста, для этого в году есть большое количество других дней. Нежелательным, но допустимым является соблюдение поста во второй и третий день праздника. После же трех праздничных дней желательно поститься шесть дней в месяце шауваль, как сказано в хадисе, а мусульманские ученые рекомендовали, не откладывая этот дополнительный пост на потом, поститься все шесть дней подряд. Если же у мусульманина или мусульманки остался долг в виде пропущенных дней поста месяца Рамадан, то им желательно сначала поститься в качестве возмещения за эти дни. В данном контексте уместно разъяснить фетву «О соблюдении поста во время болезни и его возмещении».
Мусульманские правоведы единодушны в том, что больной человек имеет право не поститься, так как сказано в Коране: «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть поститься столько же дней в другое время» (2:185). Но какая именно болезнь может послужить поводом для несоблюдения поста в месяц Рамадан? Это болезнь, из-за которой постящийся испытывает сильное изнурение и боли, что не позволяет ему выполнять свою работу, являющуюся источником его существования и пропитания. Так же если вследствие поста затягивается выздоровление больного или болезнь начинает прогрессировать, человеку тоже разрешается не поститься. Это правило не касается болезней, на протекание которых пост никак не влияет (травмы, порезы, фурункул и т.д.). Что касается здорового человека, который опасается, что вследствие поста возникнет болезнь, то ему также разрешается не поститься. Определить вероятный вред от поста нужно обратившись с консультацией к врачу (желательно — мусульманину), который должен быть опытным и квалифицированным специалистом. Если врач вынес заключение о том, что соблюдение поста наносит вред организму, или человек из-за поста не может принимать необходимые для него лекарства, то от поста нужно воздержаться. Так же от поста освобождены беременные женщины, кормящие матери и немощные старики.
Можно ли дать милостыню (фидью) вместо пропущенных дней поста в Рамадане? Отвечая на этот вопрос, необходимо отметить, что болезнь бывает временная и хроническая. После перенесения временной болезни не разрешается выплачивать милостыню, и мусульманину необходимо возместить пропущенные дни, как сказано в Священном Коране: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (2:185). После того, как Всевышний Аллах даст больному здоровье и силы, то он должен возместить все пропущенные им дни. То же самое касается и женщин бывших в Рамадан беременными, кормящих матерей и женщин, не постившихся по физиологическим причинам.
В случае хронической болезни (что определяется в результате медицинского обследования или путем консультации с врачами-специалистами) больной, так же как и немощный старец или старуха, не возмещает пропущенные дни, а за каждый такой день должен накормить одного бедняка. Допускается за один раз накормить столько человек, сколько пропущено дней поста. Сделать это можно по собственному выбору или во время Священного месяца или после его окончания, но желательно до наступления следующего Рамадана. Указанием на обязательность искупления является аят Корана, в котором сказано: «Для тех, кто может поститься, но с трудом, во искупление следует накормить одного неимущего» (2:184). Ибн Аббас, объясняя этот аят, сказал: «Это касается стариков, обязанных накормить одного нуждающегося за каждый день поста, который они не в состоянии соблюдать».
Некоторые ученые, как например Абу Ханифа, разрешили давать милостыню не едой, а в ее денежном эквиваленте. В нашей стране, с учетом цен на продукты, на сегодняшний день эта сумма равняется 30 гривнам.
Если же человек настолько беден, что не имеет средств накормить другого, то ему следует молить Всевышнего Аллаха о прощении, а обязанность искупления с него снимается, поскольку в Коране сказано: «Не возлагает Аллах на человека ничего, кроме того, что ему по силам» (2:286).
Что касается мусульман, которые в состоянии восполнить пропущенные дни поста, то им необходимо это сделать как можно быстрее, при этом возмещать пропущенные дни можно по своему желанию как подряд, так и с перерывами. Для тех, кто без уважительных причин не восполнил пропущенные дни поста до наступления следующего Рамадана, то ему вначале следует соблюдать пост наступившего Рамадана, а уже после этого – возмещать пропущенное из предыдущего.
Если мусульманин не успел возместить пропущенные дни и находится при смерти, то он должен завещать раздать милостыню за каждый пропущенный день поста. Если он умер, не успев оставить такого завещания, то наследники могут от имени покойного раздать искупительную милостыню, желая чтобы их близкий человек не предстал в Судный День перед Всевышним Аллахом с такими долгами, хотя они и не обязаны делать этого.
А Всевышний Аллах знает лучше!

Муфтий ДУМУ «Умма»
Саид Исмагилов

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Рубрики

%d такие блоггеры, как: